«Где кнопка, Ури!?»
«Никогда не спрашивайте у парикмахера, надо ли вам подстричься»
Уоррен Баффет
Этот совет самого известного и мудрого инвестора современности Уоррена Баффета напрямую относится к теме быстрого и легкого изучения английского языка.
Согласитесь, сильная метафора!.. Ведь если Вы зарабатываете на хлеб с маслом преподаванием английского языка, то вряд ли разумно консультироваться по этому вопросу именно с Вами. И, однако, большинство людей поступает именно таким образом! И, однако, вот почему У. Баффет такой богатый!
«Люди, которым платят за решение проблем, всегда их находят». И чем насущнее, сложнее, запутаннее и экзотичнее обнаруженная проблема, тем легче и дороже ее можно продать.
Классика современного маркетинга!
Если поинтересоваться у преподавателя английского относительно трудностей изучения языка, он тут же нарисует картину маслом, поражающую воображение неофита. И, как истинный профессионал, предложит уникальную методику решения Вашей проблемы. Ведь когда нет трудностей – нечего и преодолевать.
… Баффет советует: прежде, чем обращаться к профессионалу, постарайтесь самостоятельно изучить вопрос, который Вы планируете задать. Тогда ему труднее будет манипулировать Вашим сознанием.
Рискуя навлечь на себя гнев квазианглоязычного сообщества и имея некоторый опыт изучения языков, я представляю Вашему вниманию антологию наиболее распространенных мифов об изучении английского языка, культивируемых бизнесменами от педагогики.
И дабы не мудрствовать лукаво, я просто набрал в поисковике ключевую фразу: «Как легко выучить английский язык». Рекламные объявления, выскочившие по этому запросу, обнажили все секреты русско — английского зазеркалья.
-
Миф 1. «Английский – самый распространенный язык в мире»
Чтобы подогреть Ваш энтузиазм, профессиональный преподаватель английского расскажет о том, что для 400 миллионов человек, живущих на Земле, английский язык является родным. То есть, чуть более, чем для 5%. Но умолчит о том, что каждый третий человек – китаец…
В отличие от китайского (и русского), английский язык очень прост для освоения. Грамматика и фонетика английского языка вообще не могут представлять трудностей для русского человека. Конечно, если эти трудности не создаются искусственно.
Большинство людей, учивших английский язык в школе, впоследствии либо совсем не пользуются им, либо пользуются крайне редко. Вопрос о соотношении понесенных невосполнимых затрат, экономических и Жизненных, и полезной отдачи становится вполне справедливым.
-
Миф 2. «Уникальная авторская методика!»
или: «назови хоть горшком, только в печь не ставь».
Как вообще хоть кто-то из живших на этой планете до появления автора этой новейшей из всех методик смог выучить английский?! Загадка … Тайна …
И каковы уникальные успехи ее выпускников в сравнении с «неавторскими» методиками? И есть ли эти особенные успехи вообще?
Помните некую мадам Илону, успешно торговавшую «авторской» методикой в начале 90-х? На ее аудио кассетах были записаны особые секретные сигналы, резко повышавшие эффективность усвоения английского. Правда, физики, протестировавшие эти кассеты, ничего такого не обнаружили. Ну, так это потому, что лингвистическая наука в России тех лет намного опережала в развитии науку физическую.
… Когда в очередной раз услышите про новую «авторскую методику» — поищите подобный «секретный эффективный сигнал». Потому что язык Вы по ней все равно не выучите. Но хотя бы деньги сэкономите.
-
Миф 2.1. «Авторская школа!»
Часто встречающаяся разновидность «авторского» рекламного продукта. Каждый знает, что «школа» гораздо круче, элитарнее, чем отдельный преподаватель. А то, что для формирования школы требуются минимум десятилетия, авторам рекламы, видимо, неведомо. Как, похоже, и покупателям таких обучающих курсов.
-
3. «Уникальный метод из Лондона!»
Справка из Википедии. Уникальный: редкий,
редкостный, исключительный, необыкновенный
Вероятно, еще и «секретный». В противном случае, эта уникальная методика давно уже использовалась бы собратьями по учительскому бизнесу.
Разновидностью «патентованного средства» из Лондона являются:
-
3.1. «Уроки с носителями языка!».
Плохо только, что Вы их, этих носителей, не сможете понять. Но учиться у «носильщика» – это престижно.
… По дороге в офис я часто встречаю чернокожего парня, живущего в общежитии 1-го Мединститута, расположенного неподалеку. Он раздает рекламные листовки. На лице парня светится искренняя улыбка. Выглядит он довольно экзотично, особенно в зимней Москве. Поэтому рекламу у него берут чаще, чем у наших соотечественников. Однако это не значит, что рекламируемая в листовке услуга предоставляется эффективнее.
«Носителей английского» используют, по-моему, с похожей целью. Эффективность продаж курсов английского языка повышается. Однако на результативность обучения эти англоговорящие парни, влияют слабо.
С «носителем английского языка» есть смысл заниматься, чтобы, как выражаются сами «носители»: to brush English. Причесать, тюнинговать. В остальных случаях нужно учиться у того, кто просто умеет учить. Даже, если у него нет «уникальной методики» и он не принадлежит к тайному масонскому обществу творцов уникальных методов обучения.
-
Миф 4. «Интенсивное, быстрое обучение!»
Сообразите сами: если бы действительно существовали работающие методики обучения английскому языку, как «быстрые», так и «медленные», то кто из учителей и главное — зачем — стал бы использовать «медленные»? Чтобы быстрее вылететь из конкурентной борьбы?
Если преподаватель решится обучать по «быстрой и интенсивной» методике, ему следует позаботиться о том, чтобы побыстрее срубить бабки и уехать в Америку. Пока одураченные любители английского не набросились с нецензурными выражениями. Как на Великого комбинатора в эндшпиле шахматного матча в Васюках, после того, как «гроссмейстер пожертвовал ферзя», да еще и ладью вдогонку приватизировал у одноглазого любителя. Собственно, мадам Илона, кажется, последовала именно этому совету.
-
Миф 5. «Срочная акция! Скидка 40%! Успейте до 31.10.2014»
Надежный, проверенный временем признак того, что Вам пытаются втюхать либо залежалый товар, либо товар ненадлежащего качества. В точности, как в обычной торговой сети. Однако такой прием срочности срабатывает очень хорошо. У каждого из нас внутри живет некий господин «А вдруг?» …
-
Миф 6. «Уникальный метод запоминания иностранных слов!»
И еще более быстрого их забывания. Удивительно, насколько живучи в сознании людей некоторые предрассудки!…
Среди идей об изучении иностранного языка трудно найти другую, столь же безумно — непродуктивную. «Чтобы знать язык, нужно выучить много иностранных слов!»… Я сам прошел через это, изучая немецкий язык в школе, институте, аспирантуре. Я выписывал слова на карточки, просматривал их по многу раз в день. Для пущей эффективности я также просматривал их перед сном. Радовался, «выучив» очередную тысячу … Результат: ноль.
Вы можете научиться запоминать слова, но язык – это нечто совсем другое.
-
Миф 7. «Чтобы научиться говорить по — английски, необходимо много заниматься грамматикой!»
Поразительно, как же мы с Вами все-таки научились разговаривать – и довольно сносно – еще до того, как пошли в школу? То есть без освоения грамматических правил и написания диктантов по транскрипции! Я не говорю, что грамматика не нужна вообще. Но в деревнях, где мужики еще не спились окончательно, лошадь запрягают спереди телеги. Там, где оглобли.
К изучению грамматики языка я вернусь позже. А сейчас я просто чувствую, как некоторые из крупных методистов преподавания иностранных языков клеймят меня позором и всякими нехорошими словами.Однако прежде им придется как-то позиционироваться относительно семи других мифов. Или они не имеют к ним отношения?
И вообще: «Мне все равно, что Вы обо мне думаете: я о Вас совсем не думаю» (Коко Шанель)
-
Миф 8. Экзотичные методы обучения: гипноз, обучение во сне, 25-й кадр
Думаете, что я сейчас начну разоблачать шарлатанов – лжепреподавателей, не чурающихся ничем в погоне за легкой наживой. А вот и ошиблись!
Более чем 40-летний опыт практики убедил меня в том, что непознаваемое существует. Только не в салонах мадам Илоны.
Если Вы научились управляемо входить в состояния, когда мозг длительное время функционирует на уровне альфа или даже дельта ритмов, то перед Вами открываются поистине волшебные возможности. Но послушайтесь доброго совета: выучить английский, немецкий и испанский языки вместе взятые несравненно легче, чем научиться приближаться к этим состояниям.
Вместо эпилога:
«Английский язык, как и автомобиль, не роскошь, а средство»
-
Автомобильные компании предлагают вниманию заинтересованной публики новейшие, сверхсовременные, уникальные модели автомобилей чуть ли не каждый год.
-
Как и доморощенные авторы уникальных, интенсивных, самых современных методов изучения английского.
И в том, и в другом случае публика в основной своей массе не понимает вот чего.
Техника не развивается настолько быстро. Например, космические ракеты – носители, успешно эксплуатируемые в 21 веке, разработаны еще С.П.Королевым. Действительно серьезные решения, революционные изменения требуют длительных исследований и соответствующего изменения общего уровня производства.
Язык, в том числе и английский, люди изучают уже тысячелетиями. Человек, как вид за это время вообще не изменился.
-
Изменение контуров кузова и появление свежих элементов дизайна «новоизобретенного» автомобиля слабо соотносится с его функциональными возможностями.
-
По-новому упакованный «метод» изучения английского языка никак не коррелирует с развитием языковых навыков у студентов.
И сказанное не означает, что простые и эффективные методы изучения английского не существуют. Но об этом в следующей статье.