Я спросил жену:
— «Как можно определить феномен раннего развития?
Драма? Ошибка?»
— «Ловушка», сказала она.
— «Точно», — согласился я. «Капкан».
… После того, как американские родители попробовали на вкус первые плоды раннего развития детей, семена которых были посеяны в прошлом столетии,
некоторые из них (особенно состоятельные, то есть не самые глупые), стали искать более жизнеспособные альтернативы воспитания детей.
Бум раннего развития пошел на спад. Гипноз карточек Домана рассеялся и маятник качнулся в другую сторону.
На смену «раннему» Доману во многих цивилизованных странах приходит вальдорфско-штайнеровская педагогика, где читать, писать и считать обучают с 10 лет.
Никак не «Раньше, чем ходить».
Сенситивный период в развитии
«Мягкое и слабое побеждает
твердое и сильное»
Лао Цзы
Мягкое способно принимать форму окружающей среды, то есть … развиваться. Звучит странно.
Что у Вас более ассоциируется с понятием «Развитие»:
Развитие ребенка:
игра в «Кошки — мышки»
… Полевая мышь уже в два месяца — полностью сформировавшаяся половозрелая особь. Она хорошо выживает в привычной среде и массово размножается.
… Кошке в два месяца не сравниться с мышкой в ловкости и сексуальной активности, да и выглядит котенок по-детски мило и неуклюже. Но достигнув годовалого возраста он обретает черты «Царя зверей», который питается «мышками» …
… Слоненок в год еще держится хоботом за мамин хвост, но через несколько лет …
(Слон — одно из немногих животных (наряду с обезьянами и дельфинами) применяют инструменты, имеют хорошую память и узнаёт собственное отражение в зеркале, что говорит о наличии самосознания.)
Умным родителям — на заметку:
одним из трендов современного массового образования является раннее сексуальное развитие детей. Некоторые шокирующие примеры я приводил в книге «Скрытые причины и парадоксы детского непонимания»
Маленькие вундеркинды …
«Истинно говорю вам … будьте как дети»
Евангелие от Матфея
… «Маленькие старички», как называл их мой отец.
Дети, у которых не было детства.
Дети, психика которых закостенела еще до того, как они смогли чему-то научиться …
«Дело не в пессимизме и не в оптимизме,
— сказал я раздраженно, — а в том,
что у девяноста девяти из ста нет ума»
А. П. Чехов. «Дом с мезонином»
Не существует доказательств того, что «Раннее развитие» обеспечивает человеку какие-либо преимущества во взрослой жизни. Кроме, разве что, возможности похвастаться «успехами ребенка» перед другим недалекими родителями …
Доказательств же непоправимого вреда, наносимого ребенку ранним «развитием», несть числа …
Но разве мы используем факты, когда принимаем решения?..
Я согласен с Вами: это всего лишь метафоры … Но уж очень яркие, трудно не обратить внимания.
… Именно так устроен наш с Вами интеллект: сначала мы ограничиваем понятия, выявляем общее и важное и только потом занимаемся деталями.
А иначе в деталях и утонуть можно …