Где поставить запятую – решите сами после прочтения этой статьи о школьных отличниках.
У меня есть гипотеза об истинной цели школьных оценок. Пока её никто не смог опровергнуть. Даже я.
Попробуйте, может быть у Вас получится …
… Большинство привычно насмехается над школьными отличниками — «зубрилами» и «ботанами». Большинство, которое вряд ли правильно перемножит пару двузначных чисел в уме…
Я могу. Но не могу избежать искуса посмеяться над недалекими родителями, вытаскивающими из детей все кишки ради «пятерки в триместре» …
Но … именно подозрительное единодушие большинства подталкивает меня взглянуть на проблему школьных оценок с другой стороны.
Измерители (не)понимания …
В Москве расположился Федеральный институт педагогических измерений, который разрабатывает так называемые «контрольно-измерительные материалы». Именно оттуда печально известный среди учителей математики И.В.Ященко, возглавляющий группу разработчиков ЕГЭ по математике, измеряет эффективность школьного математического образования.
Как томограф «измеряет» деятельность мозга..
На самом деле томограф просто регистрирует электромагнитную активность мозговой ткани. Остальное – вопрос математической обработки данных и их осмысления, которой занимается не компьютер, а врач.
Зачем нужны школьные оценки
Зачем вообще что-то измерять?
Очевидно, чтобы сравнить данные с эталоном и исправить, если необходимо.
Глядя на спидометр, мы корректируем силу нажатия на педаль газа, чтобы не «влететь» на штраф.
А что и для чего измеряет школа?
Ответ очевиден: школа оценивает «успеваемость» учащихся, чтобы скорректировать обучающий процесс и подготовить более знающего, грамотного ученика.
Если Вы так подумали, то Вы не знакомы с внутренней кухней школы. Не знаете, что такое ФГОСы и куча других «методических материалов», сводящих к нулю саму возможность вмешательства учителя в процесс обучения и какой-либо «корректировки» обучающего процесса.
Так для чего же?
Вот здесь и появляется гипотеза, которую пока никто не смог опровергнуть.
Несколько мыслей о …
Это — звуковая дорожка, запись оперы Сергея Рахманинова «Алеко» (фрагмент, естественно). При воспроизведении записи компьютером мы услышим оперу «Алеко».
Но:
Компьютер обыгрывает человека в шахматы…. Это знает каждый.
Серьезно?
Это многочисленная армия лучших шахматистов мира и талантливых программистов обыгрывает конкретного шахматиста …
Умеет ли ПК считать?.. Знает ли ПК, что он «считает»?.. Понимает ли, что такое «число»? Знает ли, что «величина» и «значение величины» — не одно и тоже? И чем «количество», которое он «считает», отличается от «качества», которое призваны улучшить расчеты?..
Отличники – неудачники?
Известно, что настоящий успех гораздо чаще приходит к троечникам: и в бизнесе, и в искусстве и в науке … Это так, но я нутром чую здесь какой-то подвох …
Отличники не так глупы, как их пытаются представить.
Возможно, даже совсем не глупы. Они эффективно справляются с огромным объемом информации, выдерживают огромное количество стрессов. «На отлично».
Я бы сказал, что
Умные и способные опасны для тех, кто управляет обществом. Люди с развитым интеллектом видят суть вещей и задают «неудобные» вопросы. А когда умных и активных людей становится слишком много, то неудобные вопросы начинают звучать неприемлемо громко.
… Вольнодумство, свободомыслие — это зараза, которая легко распространяется и трудно лечится. Как и в случае с массовой инфекцией, лучшее средство это профилактика. Блокирование способностей «шибко умных» и активных.
Но как этого добиться, если они действительно умны?..
Ложные цели.
«Если не можешь остановить – возглавь»
Эффективнейший метод управления способными – «Окно Овертона» (я писал об этом в книге «Школа понимания»). Незаметное, полу гипнотическое смещение понятий. Внедрение ложных целей.
В случае со школьным образованием это смещение фокуса внимания со способностей и понимания на оценки. Создание иллюзии измеряемости человеческой способности понимать.
Умные понимают больше, чем большинство их человекоподобных собратьев. Высокопоставленные «хозяева жизни», которые не всегда достаточно развиты, чувствуют конкурентную опасность, исходящую от «отличников».
Но у способных есть один критический недостаток, «Темная сторона» их способностей.
«Одна, но пагубная страсть»
Как это ни парадоксально это звучит, но:
умного очень трудно обмануть, но сравнительно легко запутать.
Умные и способные не могут (в силу какого-то генетического изъяна) плохо делать то, чем занимаются. Поэтому они и отличники. Но в стремлении к совершенству исполнения они часто увязают в деталях, конкретике, упуская из виду более широкую картину.
Но … обществу и нужны эффективные исполнители. Прогресс должен продолжаться, материальные блага должны накапливаться. И кому, как не самым способным может быть поручена столь ответственная задача?
Отличники поневоле
Возникает чисто ТРИЗовское противоречие:
И разрешается противоречие чисто ТРИЗовским методом:
«разделением в пространстве»: способные вытесняются в исполнительскую нишу.
С раннего детства в сознание детей и родителей внедряется мысль: отличные оценки = отличное понимание = счастливая жизнь.
Привычка ориентироваться на внешний авторитет, сверять правильность собственных действий и корректировать в зависимости от оценок, выставляемых «другими». Классическое Грибоедовское: «Что скажет княгиня Марья Алексеевна».
А от детских привычек, вы знаете, избавиться практически невозможно.
Все.
Ловким движением политической руки у способных детей заблокирована возможность иметь собственное мнение. Эффективно действовать по собственному разумению (а они, черт возьми, потенциально на это способны!).
Но оставлена способность быть «отличниками» — хорошими слугами, эффективными исполнителями …
Отличник или троечник? (Ловушка ложного выбора)
Троечники же, которые родились не со столь благоприятным сочетанием генов, не столь конкурентно опасны. Они не подвергались столь дьявольски изощренной психологической обработке. Поэтому именно они чаще оказываются более свободными, счастливыми и эффективными в реальной жизни, чем …
Погодите-ка, а с кем, собственно, идет сравнение?
Если бы Уссейма Болта посадили в мешок (как в известной русской забаве), то уверяю Вас, рекордсменом был бы я, а не он!
Как научить ребенка понимать?..
Напрашивается вопрос: «Интересная гипотеза, звучит правдоподобно, но что с этим делать? Как разрешить противоречие «отличник – способный?»
Также чисто ТРИЗовски.
Но как?!!
Нужно учить ребенка так, чтобы он понимал как отличник, а действовал как троечник!
«Легче сказать, чем сделать» … Именно этот вопрос напрашивается, не правда ли?..
Но вот что я Вам скажу: если я могу так обучать своего ребенка, то и Вы тоже сможете.
Если захотите.
P.S.
У меня есть небольшая, но ехидная мечта:
«Вот это был бы прикол», как выражаются школьники …