Далеко простирают психология и педагогика руки свои в дела образовательные … Но:
Ричард Фейнман, Нобелевский лауреат и реформатор методов преподавания физики в известной лекции о самолетопоклонниках указал на антинаучность методов, используемых большинством представителей социальных дисциплин:
В весьма ироническом стиле высказался он о
современных методах школьного обучения.
На вопрос «Почему они так думают?» должны дать ответ психологи, это их епархия. Но здесь мы попадаем в порочный круг с положительной обратной связью, вызывающей негативный эффект. Чтобы подвергнуть сомнению собственные методы нужно иметь ум ученого и совесть буддийского монаха. Причем — одновременно.
Но именно в отсутствии сочетания этих качеств и упрекает великий Ричи псевдоученых психолого — педагогической школы в своей лекции … Поэтому и приходится эти проблемы решать непрофессионалам …
И дело не в том, что эти люди плохие. Совсем нет!
И я специально подчеркиваю это, потому что большинство не отличает критику личности от критики идей, путая в записи колонки счетов …
Дело в том, что научный способ мышления не встроен в человеческий ум с рождения, он требует развития, тренировки. Только с определенного уровня человек вырабатывает способность сомневаться в том, что остальным кажется очевидным из-за несколько случайных фактов, принимаемых за «доказательства».
«Главный принцип (науки) — не дурачить самого себя. А себя одурачить как раз легче всего»
Ричи Фейнман»
… Набрав в поисковике фразу психология вероятности, я увидел в первой строке выдачи статью московского психолога о разрушительных последствиях принятия решений, не учитывающих вероятностную природу мира.
Поскольку я
то не смог пройти мимо, не узнав, что думают об этом профессионалы.
И когда я это узнал, то мой ум на некоторое время остановился.
Давайте сделаем паузу и мы, и посмотрим на проблему принятия решения в неопределенной ситуации с необычной стороны.
В стиле Ричарда Фейнмана.
Остап, Киса и оценка вероятности
Я напомню вкратце, почему столь разные психологические типы: «великий комбинатор» и «отец русской демократии» оказались в одной лодке. Они искали сокровища, спрятанные тещей Воробьянинова в одном из стульев гарнитура генеральши Поповой.
Интрига состояла в том. что не было известно точно , в каком именно из 12 стульев находятся бриллианты. А также в том, что существовала конкуренция со стороны представителя местного духовенства, подслушавшего последние слова тещи и пустившегося во все тяжкие с той же целью, что и законный наследник.
1 : 12 … С точки зрения науки математическое ожидание не такое уж и плохое. С учетом того, что с каждой неудачной попыткой оно увеличивалось и могло быть точно посчитано…
Это скажет вам любой старшеклассник. Но …
«Думаю, что гораздо интереснее жить и не знать, чем иметь ответы, которые могут быть ошибочными.
Ричи Фейнман»
Психология вероятности: с математикой нужно осторожнее …
особенно, когда не понимаешь смысла понятий, описываемых формулами …
Непонимание природы вероятности привело к
И, судя по тому, что Киса не появился во второй части дилогии, его загрызла совесть после попытки «обрубить хвост», избавиться от партнера в ситуации со 100% вероятностью положительного исхода.
Ложные данные или прежде, чем считать — уясни
Что послужило причиной фиаско Кисы?
В гимназии, где он, как дворянин, учился ему не рассказали историю создания теории вероятностей в том виде, как ее знают школьники и авторы популярных статей. Основные формулы, вроде подсчета вероятности выпадения решки или одной из граней кубика в длительной серии бросков были созданы для описания игры в карты.
Причем, как говорят математики, довольно наспех созданы.
В карточной игре, как известно, ничего, кроме 36 (или 52) карт не участвует. (Если. конечно, какой-нибудь «умелец» не вытащит из рукава пятого туза). Также, как и у кубика в самый неподходящий момент не возникает седьмая грань. .
Но в жизни все немного сложнее, в чем имели возможность убедиться искатели сокровищ …
Оказалось, что в стуле, где со 100% вероятностью находились сокровища их не оказалось вовсе. Уже без всякой вероятности, как факт.
В открытых системах, законы которых неопределенны, считать вероятности школьным методом абсолютно бессмысленно. Разве что для того, чтобы написать умную статью для непросвещенной публики.
«Я плохо представляю, что происходит с людьми: они учатся не путем понимания. Они учатся каким-то другим способом — путем механического запоминания или как-то иначе. Их знания так хрупки!»
Ричи Фейнман
Понимание вероятности и психология
Так от чего же у меня на несколько секунд произошла остановка ума? И что же я прочитал в статье психолога?
(Если кто в курсе: несколько секунд в этом случае — много)
Потом я стал думать: либо это неправде, либо я не ученый. Как будто я вступил на каменную мостовую, а она поплыла у меня под ногами…
Привожу сокращенную цитату:
«Существует миф, что если в рулетке несколько раз подряд выпал один цвет, то можно дальше ставить на противоположный и выигрыш гарантирован. Любой математик скажет, что это абсурд. С точки зрения науки, математическое ожидание серии КККККККК не меньше, чем серии КЧКЧКЧКЧ.»
А профессионалы знают: вероятности изменения цены в одном направлении на 100 или 5 пунктов сильно различаются. В одном случае это называется «тренд», а в другом «волатильность». На понимании этой разницы основаны все стратегии и вся психология работы на реальных финансовых рынках.
Да вы и сами можете в этом убедиться, бросая монетку и ставя на орла после, например, трех подряд выпадений решки и, независимо от исхода попытки, ожидая следующую серию. Только не забудьте о размере ставки … но это другая тема.
Немного подумав, я реконструировал ход мыслей психолога и понял, почему он ошибся в интерпретации данных, взятых с другого сайта .
Консультацию по психологии обучения, не по математике, естественно. Потому, что если вы найдете ответ на заданный вопрос, то математику вы, скорее всего, знаете не хуже меня …
Возвращение в реальный мир
В чем разница между расчетом вероятности и вероятностью реального мира?
Пример в стиле Ричарда Фейнмана.
Если верить психологу, то «с точки зрения науки» вероятность любого сочетания молекул воздуха в комнате равновероятна. Но что нам подсказывает действительно научный взгляд и (хотя бы школьное) понимание законов термодинамики?
Чему равна вероятность того, что при существующих условиях все молекулы воздуха соберутся в одном углу?… Нулю?
Да ничему она не равна! Такие бессмысленные вычисления в науке не производят.
И, если продолжить эту схоластику (от древнегреческого: «школа»), то в результате расчетов мы приходим к тому, что
Это шутка, но не более шутка. чем современные методы образования, которые не работают, но непрерывно развиваются …
Психология для родителей
Что может извлечь из этого родитель, который дочитал эту статью до конца?
Во-первых, получить консультацию со скидкой.
Но главное, попробовать не быть дураком, попадаясь в ловушки современной системы образования. Поискать альтернативные варианты воспитать собственного ребенка успешным и счастливым, не бегая из школы в школу в поисках лучшего учителя или лучшего учебника.
Здравствуйте,Виктор(извиняюсь,не нашёл отчества). Прежде всего, хочу сказать спасибо за Ваши труды.Познавательно и очень мотивирует)
Сам я отучился на профессию гуманитарного направления.Ни в школе,ни в университете математику не понимал,вылазил за счёт зазубривания и решению по шаблону.В голове естественно после такой «учёбы » ничего не осталось.Сейчас очень хочу наверстать упущенное и начать досконально изучат предмет с основ и до мат.анализа как минимум.Не могли бы Вы посоветовать учебную литературу,по которой можно вникнуть в суть предмета,понять,а не просто зазубривать,как учили в школе.Буду очень благодарен за помощь!
Прежде всего, спасибо за комментарий,который от души. Это мотивирует не меньше … в конце концов, это публичный сайт и обратная связь имеет ценность.
… Хотел бы я ответить Вам так. чтобы ответ оказался полезен, но … Не знаю, что и посоветовать … Действительно, не знаю. Чем дольше я живу, тем яснее вижу: единственное, что имеет ценность в обучении — это учитель, живой человек. Ну, естественно, и собственная мотивация, это не обсуждается.
Книги — ну что же, они имеют определенную ценность, но … ведь это просто символьный ряд. Смыслы, которые мы из него извлекаем, полностью зависит от нас, нашего уровня развития. И только тот, кто уже пропустил книгу через свой опыт и понимание, может помочь понять.
Кажется, что я усложняю? Отнюдь. Великий Мао сказал: «Сколько книжек ни читай — императором не станешь». Но можно стать информированным
Вот и сам я уже второй год пытаюсь закончить и выпустить курс по основам математики, но, каждый раз сталкиваюсь с тем, что не нахожу это в достаточной степени глубоким и настолько же понятным и усвояемым. Может быть к зиме и закончу …
Ищите общения с теми, кто Вас вдохновляет, а остальное приложится!