"Не все полезно, что в рот полезло"
«На скору ручку — комком да в кучку»
«От многословия болит голова, от обжорства – желудок»
«Многих губит излишек пищи, не её недостаток»
Информационное несварение
Попадись современное школьное образование под язвительное перо несравненного Франсуа Рабле, как когда-то попала туда церковь – вот была бы потеха!..
Тем более, что его герои — Гаргантюа и Пантагрюэль — знали не понаслышке, что такое обжорство и, видимо, несварение желудка — тоже,
«Причем тут обжорство, несварение желудка и обучение в школе?», — можете спросить Вы. А вот причем.
Вкусно, полезно и приятно
Пища, как известно, не самоцель, а практически полезное средство выживания. Переваривая пищу, мы добываем живительные соки, питающие наше тело. Этот процесс не противоречит также получению некоторой доли удовольствия
У меня вопрос ко всем нам: кто-нибудь получал «некоторую долю удовольствия» в процессе школьного обучения, написания контрольных, сдачи экзаменов? (Я говорю о «простом» удовольствии, не касаясь более экстатичных состояний).
Если нет, тогда пока оставим в покое «удовлетворяющую» функцию образования и поговорим о его полезности. Ведь некоторые вещи мы делаем не ради них самих, а ради чего-то большего. Как, например, занимаемся физкультурой, дабы оставаться в добром здравии.
Хотя … Что-то я не припомню, чтобы осмысленная, целесообразная деятельность вызывала у меня отторжение или неудовольствие — независимо от степени ее «тяжести».
Например, разобраться в современной системе школьного образования и найти более эффективные способы обучения моего сына весьма непросто. Но крайне интересно.
Те же спортивные упражнения всегда рождали в моем теле ощущение «мышечной радости», прямо по – академику Павлову. Даже когда случались перетренировки и растяжения мышц.
Оказывается, получать удовольствие можно не только лежа на диване.
Из пушки по воробьям
Ладно. Сделаем пока вид, что существует некая необходимость, не столь приятная, но исключительно полезная. Ведь тот факт, что школе мы отдаем 11 (Одиннадцать) лет, статистически — одну шестую часть своей жизни — не пустяк все-таки, должен быть чем-то оправдан?.
Поэтому прикинем, какую долю информации, «полученной» в школе (заметьте, я не сказал – усвоенной), мы применяем в жизни?
1%? 2%?
50%! Если это шутка, тогда ладно. Но если Вы серьезно…
Но ведь если нечто не так уж приятно, оно, хотя бы, должно быть полезно. Верно?
Если современный школьный образовательный процесс, не давая нам расслабиться, чтобы получить удовольствие, при этом … ну, недостаточно, что ли, полезен, то что это вообще за явление? А?
Да уж не собираюсь ли я, в самом деле, позволить себе усомниться, что «Ученье – свет», что «Знание – Сила»!?
Нет, не собираюсь. Но я собираюсь усомниться в том, что, такая информационная диетология полезна молодому растущему организму. И я собираюсь задуматься о том, как столь полезная субстанция, как знание превратилась в такой неприятный, вызывающий отрыжку суррогат, как современное школьное образование.
Информационная диетология: «По усам текло, а в рот не попало»
… Диетологи утверждают, что соответствующего качества пища должна поступать в организм небольшими порциями, после того, как предшествующая порция была успешно переварена и усвоена в процессе внутреннего метаболизма. При таком регулярном, постепенном и качественном питании пища – наш добрый друг. И даже средство некоторого наслаждения.
Но несварение – плохой товарищ здоровью. Оно, скорее, вредит телу. Разве не так?
Несварение желудка возникает, когда объем, качество и режим приема пищи не соответствуют естественным возможностям желудочно – кишечного тракта. По-простому: неподходящая пища плохо усваивается организмом. При этом выделяются токсины.
То же самое происходит, когда пища нормальная, но режим ее употребления не подходящий. В попытках напитать тело соками мы отравляем его ядами. И самое смешное, что яды эти – продукт несварения той самой пищи, которая вполне могла оказаться полезной. И даже приятной.
Полная аналогия с нынешним школьным процессом.
Нужно быть дураком, чтобы оспаривать полезность некоторых блюд информационной кухни, предлагаемой на стол современного школьного образования. Но Автор, открывший такие важные законы, как 1-й и 2-й законы Архимеда – Буторова –явно не дурак.
Однако школьная диетология устроена так, что нормальная информационная пища впихивается в таком режиме, что свою потенциальную пользу с лихвой компенсирует вырабатываемыми ядами.
Режим подачи информации таков, что содержимое уроков хотя и попадает в рот, но о переваривании и, тем более усвоении и превращении информации в живительные соки понимания речь явно не идет.
«Торговали — веселились, посчитали — прослезились»
Если теперь мы соотнесем ту сравнительно небольшую пользу, получаемую от питания в школьной информационной столовой с тем вредом, который наносится ребенку в результате информационного несварения, и учтем безвозвратно потраченный, невосполнимый ресурс – время жизни – то некоторые из нас, полагаю, задумаются: а тем ли мы путем идем, товарищи?!
… Эта статья называется Ода постепенности. А ода – не краткий очерк. Ода это, скорее, эпическое полотно, постепенно развертывающееся перед читателем. В стихотворной форме. Со стихотворением у меня не очень … Но зато с постепенностью раскрытия темы все в порядке. Для лучшего понимания.
В следующем номере: Неглупым учителям и родителям посвящается