«Есть только две бесконечные вещи:
Вселенная и глупость.
Хотя насчет Вселенной я не уверен»
Альберт Эйнштейн
Почему-то мне кажется, что великий ученый не хотел никого обидеть. Он хотел помочь …
Немного физики …
Современная физика склоняется к тому, что весь Космос пронизывает т.н. реликтовое излучение — след Большого Взрыва, знаменующего акт первичного творения.
Это голос, звучащий из самых глубин пространства — времени.
… В каком-то смысле то, что происходит сейчас несет на себе отпечаток прошлого. И в этом смысле прошлое влияет на настоящее …
Немного психологии …
Современная психология склоняется к тому, что мы не воспринимаем мир напрямую. Одна из щелей, сквозь которые мы выглядываем наружу — чувство собственной неполноценности.
Это реликтовое чувство, встроенное когда-то в нашу психику невидимыми архитекторами душ, фатальным образом воздействует на нас. Оно рождает странные, иррациональные феномены поведения.
Мы склонны делать нелогичные, абсурдные выводы, противоречащие фактам, но согласующиеся с этим болезненным ощущением.
«Если ребенок не понимает математику — значит ребенок тупой«. Ну, если не совсем тупой, то, по крайней мере — недостаточно способный к восприятию столь высоких материй, как школьная математика .
Почему мы так думаем?
Ну, … не может же быть тупым, или, по крайней мере, недостаточно способным, учитель!.. И, тем более, не может же страдать дебилизмом система школьного образования, эта священная корова любой государственности.
Почему же не может?
Ну … я не знаю. Не думала. Не может — и все. Так привыкла «думать» когда-то давно. В школе..
Немного теории вероятностей …
Теория вероятностей содержит два главных допущения:
- независимости событий
- больших чисел
Не знаю, насколько независимым можно считать обучение в школе очередного ребенка … Ну, допустим … (Иначе пришлось бы принять совсем уж античеловечную, толпообразующую гипотезу).
А вот что касается Закона больших чисел …
… Представим, что Вы нарисовали картину. Но не красками, а магнитными линиями. Теперь, чтобы «овеществить» свое творение, Вы начинаем сыпать на полотно металлические опилки.
… Интернет забит воплями родителей и самих учащихся:
Какая картина возникает в Вашем воображении?
Так кто же тупой!
«Если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов»
Георг Гегель
8 миллионов ответов в поисковой выдаче Яндекса по запросу «ребенок не понимает математику в школе» — достаточно большое число. И тот, кто интерпретирует подобное распределение вероятностей как «проблему непонимания математики ребенком« … Возможно, он смотрит не на факты, не на скопления опилок на холсте, а куда-то в другое место?
И тогда у меня вопрос: так кто же все-таки тупой?
… И еще немного психологии
Реликтовое чувство собственной неполноценности рождает еще один психологический феномен: перекладывание с больной головы на здоровую. Или снятие ответственности за результат.
«Если я учу, а они не понимают, следовательно, они неспособные. Ведь я профессиональный педагог с дипломом, использующий современные образовательные методики. А они … да кто они вообще такие!».
Как Вам такая логика?
Или я преувеличиваю?
Или я слишком уж циничен?
… Чуть-чуть профессионализма
Профессионал — это человек, способный создавать продукт высокого качества.
Даже обладая сильным воображением, трудно представить токаря на заводе, «запарывающего» 9 деталей из 10. Очевидно, что такой «профессионал» не доработает и до следующей рабочей смены.
Однако у школьных учителей — получается! При том, что они имеют дело не с железяками, а с живыми людьми. Какая ирония, какой цинизм!
Пьер Ришар в великолепном фильме «Невезучие» так выразился по поводу «профессионализма»: «Профессионал с дерьмом в глазу! Смех, да и только!». Высокохудожественно и несколько цинично …
… И здоровая доза цинизма
«Цинизм: поведение, выражающее осознанное
игнорирование общепринятых ценностей и норм».
«Философы — киники стремились к естественности, избавлению от условностей, к предельному упрощению. Они также почитали за благо верность и благодарность«
(Из Википедии)
Недавно я рассказал знакомой учительнице, представительнице «старой школы», как я учу сына относиться к школьным ценностям. Я учу его различать:
Выслушав меня, опытный педагог заметила: «В принципе я с тобой согласна. Но по форме … Не слишком ли перегибаешь?»
Мне пришлось с ней согласиться …
«Конечно, я перегибаю. Чтобы они не перегнули моего сына, причем в самом начале. Чтобы позже не пришлось перегибать еще сильнее и еще болезненнее — в обратном направлении. Чтобы школьные обучающие имитации не сказались пагубно на его реальной Жизни».
Цинизм: прививка от глупости
… Цинизм ведь сформировался «не просто так». Не как «примитивная философия древних».
Воззрения современных школьных бонз куда более примитивны, в сравнении с мудростью Антисфена, отца — основателя философии киников.
В определенных обстоятельствах цинизм имел и имеет практическую ценность.
Например, когда необходимо быстро «отстроиться» от «общепринятых» убеждений, ведущих к деградации. Также, как вращая ручку приемника мы цинично отстраиваемся от посторонних шумов, упрощая какофонию до чего-то более осмысленного и эстетичного.
Если «общепринятые условности и нормы«, в данном случае школьно — образовательные, сбоят, то логично и выживательно их игнорировать. Даже если это — ФГОСы .
И цинично искать что-то другое.
Когда весь взвод идет «не в ногу» и, при этом, всех марширующих наказывают за неправильную ходьбу … Возможно, стоить сменить взводного?
Нечто здравое из глубин сознания …
Нечто здравое, пробившееся сквозь реликтовое излучение массовой глупости, нашептывает мне: если одно и то же действие раз за разом приводит к неудовлетворительному результату, то миллион плюс первая попытка скорее всего не принесет улучшений.
«Попробуй, милый что-нибудь другое!», советует мне оно.
И я пробую.
И мне цинично непонятно: а что такого можно не понимать в школьном курсе математики
И мой сын так же цинично решает задачки на несколько классов выше и получает удовольствие от процесса решения. И сам придумывает новые задачки.
И что особенно цинично — на досуге.
…
В школьной математике нет абсолютно ничего сложного. Кроме, разве что, искаженных до неузнаваемости предмета, школьных методов преподавания.
Ну это легко исправимо. Я просто учу по собственным методикам.
На 180о — в нужном направлении (затянувшееся резюме)
Взгляни на школьные методы преподавания математики,
сделай наоборот и получится так, как надо
В. Буторов
Однажды в детстве, когда я сделал какую-то фигню, отец спросил меня, зачем я это сделал.
«Ну … все делали — и я сделал», — решил отмазаться я.
«А если все в колодец вниз головой прыгнут — ты тоже вместе с ними прыгнешь?».
Эта мысль произвела на меня странное, почти магическое воздействие …
С тех пор, если у меня нет ясного понимания ситуации, а действовать все-таки нужно, я всегда поворачиваюсь к толпе задом, а к отцовскому наставлению — передом. И еще ни разу не пожалел.
… Я никого не хочу обидеть, в том числе и учителей. Они делают свою работу за свои деньги. И среди них даже встречаются такие, которые в условиях системного развала школьного образования пытается сделать что-то хорошее. Мое им уважение .
В конце концов у каждого из нас есть свой кусочек дерьма в глазу. Даже у меня.
Образование моего ребенка — моя крепость
Но и я делаю свою работу. Как отец. А если кто-то пытается мне помешать … Я действительно страшен во гневе! Домашние это знают
Но, как истинный циник я также умею ценить добро и быть благодарным тем, кто мне помогает. (Надеюсь, что домашние это также замечают ).
Я вижу, что среди родителей есть процентов 20 — 30 совершенно адекватных людей, которые любят своих детей и стремятся им помочь. Но главная проблема, с которой эти родители сталкиваются: как это сделать. Конкретно. Прямо сейчас. Время-то уходит и дети взрослеют!..
На фоне жесткого школьного излучения.
Вот для них и создан этот сайт, для них эти образовательные курсы и методики (которые уже на подходе)
Что касается остальных 70-80%… Ну, не знаю, что сказать …