Сложно говорить и, тем более, критиковать Тех, чьи портреты украшали стены класса в средней школе …
Тем не менее, иногда лучше это сделать. Для собственной пользы.
Аристотеля интересовала Истина.
Аристотелева логика имеет дело с Истиной, которую мы вряд ли когда-нибудь постигнем. По крайней мере, пока действует современная система образования.
100%-гарантия.
Однако, Аристотель не был единственным греком, который занимался философией. Реальность пытались осмыслить и представители других философских школ.
Более скептически настроенных философов больше интересовала не абсолютная «истинность» или «ложность» логических конструкций, а, скорее, применимость их философии. Они стремились не столько постигнуть Истину, сколько обнаружить простые и полезные подходы (так называемые «эвристики).
Тезис: «Если практика противоречит теории — тем хуже для практики» иногда перестает нас устраивать.
Из практических соображений.
Как не устраивал он никогда сторонников скептического подхода в философии.
Говоря совсем просто: мне сильно по-барабану, что себе думают школьные светила. Меня интересует полезный выхлоп. Но в школе я сталкиваюсь, скорее, с побочными продуктами их профессиональной жизнедеятельности.
Логика правдоподобия выглядит логично, поэтому незаметно — гипнотически приводит нас к контр — выживательным последствиям.
Пример: школа.
Выглядит правдоподобно, но ни фига не работает …
Примеры ложных подходов в школьном образовании, которые выглядят правдоподобно, но практически бесполезны и/или вредны.
запрет использования пальцев (можно использовать только для ковыряния в носу).
(Например, «счет через десяток»).
(Курс математики Петерсон).
Польза VS правдоподобия
Как я уже говорил:
Какую пользу можем мы извлечь из критики философии Аристотеля?
Такие скептики, как, Д.Юм, К.Поппер, А.Эйнштейн утверждали, что истинная наука развивается путем отрицания, а не путем сложения.
По их мнению. все научные теории являются лишь догадками, а не Истиной. А критерием их временной истинности является исключительно опыт.
Если нам не удалось опровергнуть некоторую теорию, мы можем использовать ее на практике. Временно.
Среди конкурирующих гипотез предпочтительнее та, что дает на практике лучшие результаты.
Теперь вернемся к школьному образованию
Мы только что говорили о подходах, которые, пройдя апробацию, очевидным образом зарекомендовали себя, как не работающие.
Например (именно, например) школьные методы 40 — 50 летней давности.
Как применить это в обучении ребенка?
В школе нас философии вообще не учили, а в ВУЗе мы ее «проходили» (в основном — мимо). Поэтому большинство из нас философию не понимает: равно, как и ее родную сестру — математику.
И в вопросах методологии обучения, поэтому, «плывет». Даже слов таких опасается …
Как скептический подход может помочь в обучении?
Давайте пойдем «от обратного».
- Как случилось так, что дети массово перестали понимать столь простой (в рамках школьной программы) предмет?
- Что именно привело к этому массовому, то есть статистически значимому феномену?
Очевидно, что если мы выявим хотя бы некоторые ятрогенные (то есть повреждающие) воздействия, то:
Большинство, «попав» в проблемную ситуацию, начинает думать:
«Что же делать?!».
Но решение проблемы состоит в том, «Чего делать не следует»
Или, как сформулировал один из великих скептиков:
«Ни одна проблема не может быть решена
на том уровне сознания, на котором она создана»А.Эйнштейн
Это кажется «слишком общим», непривычным, «слишком простым» …
Но это именно тот подход, который работает.
Подумали, что опять — слишком обще?
Я знаю одного мальчика, третьеклассника, который совсем не тупой.
Но он «не понимает математику»
Как и всем его соученикам, ему запрещали учиться считать на палочках. Тогда он стал использовать пальцы. Учительница заметила это и запретила.
Тогда мальчик догадался, что считать можно по линейке .
Вскоре опытная учительница заметила и отобрала у него и это наглядное пособие.
Тогда «тупой» ученик догадался, что можно считать по какой-то шкале, висевшей над классной доской …
Я также слышал разговор этой учительницы с няней мальчика (тоже учительницей, из соседней математической гимназии — не шутка) , которые договаривались совместными усилиями пресекать «методически неверные попытки» «тупого» мальчика освоить азы математики.
Да,… если бы это было смешно …
Понимание достигается с большим трудом, в течение многих лет. А действия часто выглядят очень простыми, иногда примитивными — но дают результат.
Тогда у ребенка в начальной школе просто не может быть проблем с «математикой» …
… Конечно, детали также имеют значение,.
Недостаточно понимать «Что делать», следует также понимать «Как» и «Почему».
Но для людей, обучавшихся в «Старой» школе и имеющих высшее образование это разрешимо.
Если нет — идите за деталями к тому, кто их знает. Тогда Вы будете знать, что именно Вам нужно …
Это одна из главных причин, по которой я веду этот сайт, а не просто «рекламирую образовательные услуги».
Игра с открытыми картами.
На сайте уже написано несколько статей, «отсекающих лишнее». Пользуйтесь. Или/и обращайтесь.