Плоды школьного просвещения
…О дереве принято судить по плодам. А о процессе — по результатам. И эти плоды — "истина в последней инстанции" — факты..
..Большинство выпускников современных школ не умеют говорить по-английски. И 30 — 40 лет назад тоже не умели.
Но: любой человек, родившийся, например, в Штатах, спокойно без натуги и без услуг репетиторов в срок научается говорить по-английски. Без "талантов" к изучению языков. "Английский" — это не что-то "особенное", это не для "избранных". Скорее это — для "простых английских парней".
(Да простят меня учителя английского: изучение сего предмета я взял в качестве примера, поражающего своей абсурдностью. Просто результат здесь легко протестировать. Это не значит, что ситуация с "познаниями", скажем в физике или литературе существенно иная.)
Глядя на всю эту вакханалию с изучением английского языка невольно задумываешься: что же, все учителя — полные идиоты?! Ну, это вряд ли. А вот при взгляде на "плоды" методистов и организаторов образования — программы, учебники, понимаешь, что, это предположение, возможно не так уж далеко от истины.
Полагаю, что мне позволено судить об этом. Я имел опыт "школьного" изучения языка (немецкого). Шесть лет в школе, два года в институте, потом аспирантура. Итог: полный "ноль".
Я также имею опыт "внешкольного" изучения английского языка. Мне тогда перевалило за тридцать и я был довольно занятым человеком (зав. лабораторией, директор научного центра, семьянин). Однако — о чудо! — через год я заговорил. Через два заговорил прилично. Через три — свободно.
Один американский парень как-то сказал. "Твой английский лучше. чем, у большинства американцев". "Да ладно",- ответил я, "Не гони". "Правда. Ну, возможно, американец чувствует себя в разговоре увереннее, но твой язык совершеннее грамматически, да и словарный запас больше".
(Позже до меня дошло. Если большинство "простых американских парней" общаются так же, как и "простые русские парни" — "Вау", "Круто", "Типа", "Опа" — тогда … ну чего уж скромничать.
Mозаика современной жизни.
… Мелькающие, кадры фильма, быстро сменяющие друг друга. Дрожащий фокус объектива камеры (видимо, демонстрирующий "реальность" происходящего), вовлекающий "квалифицированного потребителя" кинопродукции в свой оборот.
Это симптомы массовой составляющей современной культуры.
Просто. Ярко. Быстро.Поверхностно.
Изменился привычный менталитет — изменилось и искусство. Изменилось и школьное образование.
Можете себе представить современного старшеклассника, внимательно смотрящего фильм Андрея Тарковского? "Там одну траву 10 минут показывать могут. Что на нее смотреть так долго? Все и так понятно: трава".
Многие школьники разучились читать "длинные" произведения. Я слышал, как учителя жалуются, что главный вопрос для них не "О чем роман", а "Сколько страниц".
Кажется, что организаторы этого социального шоу понимают значение восточной мудрости:
Во время езды на тигре самое страшное — остановка.
В процессе построения "общества квалифицированного потребления" самое страшное — дать человеку перевести дух и задуматься. Это чревато потерями для не квалифицированных производителей услуг, в том числе образовательных. А это недопустимо: базовые инстинкты поведения формируются в детстве.
Так почему же не закипает чайник
- Женщина не способна родить ребенка, вынашивая его "периодами" по 1-2 месяца, занимаясь в перерывах чем-то другим.
- Ни один спортсмен не способен показать результат, тренируясь несколько дней, а затем месяц отдыхая . Спортивные тренировочные циклы существуют. Но длятся они по несколько месяцев.
- Ракета не взлетит, если ее двигатель не проработает непрерывно некоторое минимально необходимое время.
- Человек не способен выспаться в режиме "Много раз по разу". Даже если в сумме наберется требуемое число часов. Необходимо разовое глубокое погружение в сон.
- Пытаясь научиться ездить на велосипеде в режиме: "Упал — поднялся. Перерыв на неделю" не научишься,скорее всего, никогда.
- И, вот, наконец — то! Чайник не вскипятить и за год, если поминутно снимать его с плиты!
-
Кашу также не сваришь "циклическим" методом — даже если это каша "Быстров"
- Даже сорняк лучше тянуть помедленнее и не дергая, чтобы в руках не осталась одна верхушка. А от слабо успевающего ученика — "сорняка" современной школы — одни уши.
… И почему школьники не знают английский?
Как-то неудобно теперь мораль выводить. Кажется, что все это банально …
Конечно. Но лучше будет, если мы заинтересуемся не "научной новизной", а "практической полезностью".
… Насколько общеизвестно, что заниматься физкультурой, не жрать на ночь, не пялиться в телевизор, не брать кредитов, не брать взятки, не врать близким (хотя бы) — правильно?. Общеизвестно. А кто делает?
…Даже в советских языковых школах дети знали язык, потому, что непрерывность процесса обучения была соблюдена. (А ведь в советское время говорить о какой-то мотивации к изучению языков не приходилось: в Болгарии, что-ли на нем было разговаривать?)
Если учить английский по 2-3 раза в неделю, да еще по таким учебным программам, когда в 1 -2 классах дети учат транскрипцию и пишут диктанты!.. (Стыдно, да ладно — сознаюсь: я до сих пор не знаю английский алфавит наизусть, вот беда .. И как называются правильно некоторые английские буквы мне сразу не ответить. Господи, как же я разговаривать-то свободно научился? Случайно, наверно. Кстати: вот немецкий алфавит и произношение немецких букв я знаю хорошо. Вот только шпрэхаю неважно …
… Тяжелую яхту, обычный человек сможет спокойно утянуть по воде, если будет тянуть не столь сильно, сколько постоянно. Если его не будут периодически дергать за рукав и отвлекать на другие занятия …
Кто виноват понятно … А что делать?
Мне иногда кажется, что как будто специально, блин, вредят! Впрочем, не стоит объяснять злым умыслом то, что можно объяснить простой глупостью.. Традиционная система образования больна этим недугом, непониманием процесса. Отсюда перенасыщение предметами, АБСОЛЮТНО НЕ ВОСТРЕБОВАННЫМИ ЖИЗНЬЮ. Единственное их назначение — непрерывно прерывать учащегося. Чтобы случайно не успел погрузиться в какой — нибудь предмет поглубже и не стал бы соображать. На худой конец — не выучил бы английский …
А что делать? Извините, все-таки это раздел о "Темной стороне образования". А "Что делать?" и "Как" — это из "Белой стороны", которая скоро появится.
Как легко и быстро выучить английский: 8 мифов изучения языков.
Я абсолютно согласна с автором статьи. Системность и постоянство — двигатель к любым знаниям.
Да. Даже если направление определено верно, к цели еще нужно суметь доюраться …