«Если ты такой богатый, то почему такой глупый?»
(Н.Талеб Одураченные случайностью)
«Думаю, что и напечатанного достаточно
для характеристики моего героя».
(А.П.Чехов Драма на охоте)
Предыдущая статья о современной школе, воспитывающей «потребителя разумного», заканчивалась тем, что «островки безопасности» среди этой образовательной фантасмагории должны существовать. И каждый из нас стремится попасть в школьный Ноев ковчег, образовательное учреждение повышенной элитарногсти, дабы спасти любимое чадо от такого среднего образования.
В конце концов, по-настоящему глупых людей не так уж много.
Но невидимая сила «потреблятства» толкает нас искать ответ совсем не в том месте, где он находится. И, чем более эмоционально заряжена тема, тем более массовыми и менее рациональными становятся наши реакции.
«Sapienti sat» Для понимающего достаточно
Эта статья для тех, кто способен наблюдать очевидное. Сквозь призму рекламных слоганов.
Кстати о рекламных слоганах. Я ввел в строку поиска Яндекса два запроса: «Элитная школа» и «Частная школа» и посмотрел на рекламу, выскакивающую в Директе. Для специалиста по рекламе азбучной истиной является: показывай людям то, что они ожидают увидеть.
Так что же хотят узреть состоятельные родители, стремящиеся дать ребенку элитное образование?
Такое элитное школьное образование
-
·«Престиж, качество, гарантии!»
-
· «Кто возьмет билетов пачку … – тот получит водокачку!»
Оба рекламных слогана принадлежат, с моей точки зрения, к одному культурному слою. Во втором случае авторский текст был извергнут нагловато — глуповатой управдомшей, «а-ля Швондер». А в первом?
Первый — это наиболее содержательная часть рекламного объявления одной из элитных школ г. Москвы. Среди других рекламных объявлений — «завлекалочек» для состоятельных родителей, мечтающих найти школу, да не простую, а частную и элитную, встречаются:
-
Отличные результаты ЕГЭ и ГИА
-
В ТОП рейтинге частных (элитных) школ
-
Современные методики.
-
Профессиональные педагоги
-
Английский язык с 1 класса
-
Английский язык – каждый день!
Pain! More pain!
… У мастеров рекламы это называется «цепляющие заголовки». Когда я вижу эту рекламу элитных частных школ, то цинично думаю о том же, что и при взгляде на забор с написанным там кем-то из школьников псевдо — русским словом. «Скорее всего, за забором «этого самого» нет».
Многолетний опыт практической психологии помогает мне увидеть сквозь эти броские фразы: «Боли, больше боли!» «Продающие тексты» обязаны касаться болевых точек, чтобы продавать.
Тема современного школьного образования весьма болезненна. И в поисках «иного», элитарного образования мы разбредаемся кто куда.
Так в чем же состоит элитарность школьного образования, предлагаемого московскими школами?
«Если ты такой богатый, то почему такой глупый?»
Это вовсе не литературный выверт, а глубокое понимание основ теории вероятностей, в которые я вдаваться сейчас не планировал. Отмечу лишь, что высказана эта неочевидная мысль богатым и очень умным человеком, инвестором Нассимом Талебом.
… Главные проблемы современного школьного образования, из которых проистекают все остальные, можно сформулировать так:
-
Нацеленностью исключительно на сдачу экзаменов (ЕГЭ, ГИА, бесконечные оценивания и тестирования в угоду болонской дамочке). Об этом я упоминал при формулировании второго закона Архимеда – Буторова.
-
Переизбыток бесполезной информации, насильно и — совершенно не профессионально, кстати — впихиваемой в ученика. Об этом – первый закон Архимеда – Буторова.
И если мы взглянем на рекламу элитных частных московских школ уже с этой точки зрения, то …
О чем Вы думаете, глядя на эту рекламу?
… Когда в советское время красным кумачом алело «Советское – значит отличное», все понимали, что это не совсем так.
Когда сегодня я вижу рекламу «Элитная частная школа», то понимаю что мне пытаются продать все ту же полудохлую клячу современного школьного образования. Только в красивой попоне. И дороже.
Между прочим: знаете, сколько стоит реклама в Яндексе по запросам «Частная школа» и «Элитная школа»? Месячный бюджет этих объявлений составляет более 700 000 рублей. Действительно, престижно. И это только в Яндекс Директе … А ведь затраты на рекламу нужно окупать …
«Веселые истории услышать не хотите ли?»
-
·…В середине 90-х, когда я активно инвестировал в российские акции, один старый еврей научил меня: «Что нельзя продать дешево, нужно продавать дорого». В те годы понимание этого спасло мне много денег.
-
·…Мне также вспомнилась одна реальная история начала перестройки о том, как наши бандиты «разводили» западных лохов. Они «паковались» штук на десять баксов: элитный костюм, часы и т.п. Ехали «туда», заключали большой договор, получали предоплату и были таковы. Суть «кидка» была примитивно проста. Серьезные западные партнеры думали, что если человек так «элитно» запакован, то он точно «серьезный» бизнесмен и с ним можно вести дела.
Тогда нашим западным партнерам было еще невдомек, что не все, что в России пишут на заборах – правда.
Если примеры показались Вам несколько циничными, вспомните о том, что «Нет ничего нового под Солнцем». И методы обмана — не исключение. Меняется только упаковка.
И если вдруг
-
· Ваш доход заметно превышает среднюю отметку;
-
· Если по этой причине Вы думаете, что Вам не обязательно думать …
То:
· «Среднее» обязательно догонит Вас, «элитных». И рано или поздно шлепнет другим своим «хвостом».
Умница Талеб проиллюстрировал, как это происходит на мировых финансовых рынках. Я покажу, как это случается в обучении. И расскажу, что за «хвосты» имею в виду.