Школьную пошаговую методику обучения я бы сравнил с монеткой, у которой обе стороны стерты. Лучшее, что с ней можно сделать — поставить на ребро и щелкнуть, чтобы укатилась подальше: потери будут минимальны. Как платежное средство все равно не годится, а карман оттягивает. Да еще за изготовление фальшивок могут привлечь …
А если несколько серьезнее, то
Обратимся к метафорам
Метафоры имеет дело с общими признаками явлений и потому наименее уязвимы для непонимания. Если сразу сфокусироваться на деталях, то можно быстро в них же и увязнуть.
Необходим запас понимания, как для для автомобиля — «запас движения», инерция перед движением по грязи.
На мой взгляд одна из главных причин неэффективности школьных программ состоит в их не целостности. Фонематические программы, например, буквально «приделаны сбоку» к базовым учебникам русского языка, как седло к корове…
Почему?
Ну … не ожидали же мы, в самом деле, что г. Эльконин и г. Цукерман заново создадут русскую словесность. … А механически встраивать чужеродные принципы, конфликтующие с системой — это и называется в русском языке: «Надеть седло на корову».
Две стороны одной методики
Методика — это некий рецепт, алгоритм действий, следуя которому пользователь гарантированно получает ожидаемый результат.
… Формула любви.
Но можно ли говорить о «Методике», если алгоритм, гарантирует не достижение результата?
И что делать, если:
Трудный методологический вопрос …
Человеческого фактора мы коснемся позже, а сейчас взглянем на школьное обучение под несколько необычным углом зрения.
Учимся кататься на велосипеде …
Приходилось ли Вам учиться кататься на велосипеде или, например, прыгать в длину «пошагово»?
То есть:
«Но это же абсурд, полная ахинея и издевка над Читателем», — можете воскликнуть Вы и даже прекратить дальнейшее чтение статьи …
Я-то с Вами согласен, уважаемый Читатель и Родитель … Но как насчет школьных методистов?
Школьная грамматика: «Ёжик в тумане»
«Што слышыца то и пишыца»
Йожик
Я взял учебник по русскому языку 3 класса, открыл его и, изучив последовательно несколько десятков страниц, попытался обнаружить что-то, логически более осмысленное, чем вышеприведенные «Методики».
Вы заметили бессмыслицу?
«Ну, возможно, может быть … А что, собственно, не так?»
«И что общего у очевидно абсурдных «Методик обучения» езде на велосипеде, прыжкам в длину и школьной методикой преподавания русского языка?»
А то, что судя по результату:
по таким «Методикам» невозможно научиться
Доказательства?
В случае с велосипедом нам «все очевидно»…
А в случае со школьным образованием? Смотри школьную статистику.
(Не)очевидное противоречие школьного образования
Разве не очевидно, что по этим учебникам невозможно научиться грамотно писать и читать?
Это зафиксировано в официальных цифрах: только 2% старшеклассников умеют грамотно читать …
Не маловато-ли?
… «Цитату» к этой главе я придумал «по мотивам» общения родителей в мобильном приложении Whatsapp. «Мне кажеца …» «Как говорица» Привет фонематическим программам г. Эльконина и г. Цукермана
«Да, но … статистика — это цифры, а мы говорим о (не)очевидности, не так ли?
«Очевидно, что невозможно научиться кататься на велосипеде,
шлепнешься тут же …»
Но, в отличие от велосипедной езды, неэффективность школьных методик для большинства людей совсем не очевидна … Несмотря на «режущие глаз» цифры школьной эффективности.
Ведь если бы это было очевидно для большинства — разве это было бы?
Мы сформулировали (не)очевидное противоречие обучения, которое легко разрешает каждый, научившись велосипедной езде за несколько попыток.
Противоречие, которое официальная педагогическая наука (?) безуспешно пытается разрешить через все большую дискретизацию процесса обучения, наивно — механистически увеличивая число «итераций» — степень пошаговости методик.
Но все-таки, что конкретно не так с «Пошаговыми методиками»?
Непонятные правила или квадратура круга
Снова обратимся к метафорам.
«Насколько неправильна эта фигура?»
«Странный вопрос:
Это очевидно …»
Кстати: сколько раз Вы брали в руки калькулятор, чтобы сделать эти выводы?
И столь же очевидно, где и что следует поправить, чтобы выправить положение, не так ли?
Как и в случае с велосипедной ездой, где нам известен
Поэтому нам и кажутся абсурдными «Методики обучения велосипедной езде», описанные выше. Очевидно абсурдными и не требующими объяснений.
Почему же тогда в случае со школьными методиками изучения русской словесности у нас возникла заминка? Ведь умом мы понимаем: это не работает, если судить
«(Без)образные» методики обучения
Ответ, кажется, готов сам соскочить с кончика пера …
Но мы оставим его в подвешенном состоянии до следующей статьи …