Легкость, с которой школьные учителя навешивают на детей ярлыки обратно коррелирует с их способностью обучать.
«У меня легкость необыкновенная в мыслях»
«Ревизор»
А некоторые родители с той же легкостью попадают в силки, расставленные лжепедагогами и столь же «квалифицированными» школьными психологами.
Один из школьных мифов — миф о недостатке внимания. Миф, «объясняющий» массовую безграмотность.
Давайте вместе развеем его прах в пространстве понимания.
C больной головы на здоровую
Современная педагогика грешит «синдромом больной головы».
Чего стоят такие «болезни», как «дискаунтинг», или «синдром недостатка внимания и гиперактивности» (т.н. СНВГ — я вернусь к этому позже).
Но вот что мне интересно: я, взрослый человек, занимающийся психологией «с молодых ногтей», узнал о массовом распространении этих «заболеваний» и их «причинной сути» сравнительно недавно …
Как раз тогда, когда школьное образование развалилось.
Как говорили пацаны в моем детстве: «Кто как обзывается, тот так и называется!»
И — в очередной раз прошу Вас: не путайте ироничную форму с серьезностью содержания. Тем более, что дальше будет серьезнее …
Супервнимание: индийский йог — отличник образования
Я заинтересовался вопросами внимания достаточно рано …
Классе в седьмом, роясь в библиотеке, я натолкнулся на книжку, в которой был описан чудесный случай из жизни индийских йогов.
Англичане-колонизаторы встретили в индийском захолустье Мастера йоги, сумевшего поразить их надменное англосаксонское воображение.
Йог, впервые услышавший английскую речь, был способен в точности повторить десяток английских слов, а потом — столь же легко — воспроизвести их в обратной последовательности звуковых символов …
Истоки теории Эльконина — Давыдова
Видимо, г-н Эльконин, продавивший внедрение фонематических обучающих программ и разрушивший понимание школьниками русской словесности, тоже читал эту историю
Конечно, это только предположение.
Так же, как не более, чем предположением является данное о том, что «внимание» — это вроде отдельного органа, который у большинства школьников недоразвит. И который, подобно руке, позволяет ухватить что-нибудь и затащить себе в рот.
Однако, если в случае с Элькониным, мое предположение имеет если не логическую, то хотя бы ассоциативную основу, то в случае со вниманием …
Природа человеческого внимания …
От непросвещенных мнений светил народного просвещения обратимся к взглядам более профессиональных психологов.
«Внимание не представляет самостоятельного психического процесса, так как не может проявляться вне других процессов».
«Внимание — избирательная направленность восприятия … Оно выражается в отношении человека к объекту и обусловлено его интересом и потребностями«
…Тема весьма обширная, поэтому сосредоточимся на вопросе, означенном в теме статьи.
Природа человеческого понимания
«Понимание — это мыслительная операция усвоения новой информации и включения её в существующую систему идей и представлений человека».
«Понимание — это, преимущественно, результат смыслового восприятия«. Способность проникать в смысл.
…И природа смысла
«- А что, отец,… невесты у вас в городе есть?
— Кому и кобыла невеста»
12 стульев
Смысл «расставляет» отдельные факты по местам, делает их частью общей картины, .
Или, как говорят философы, вводит отношения «часть-целое».
Смысл глубоко индивидуален и связан с уже имеющимися знаниями и представлениями.
То, что для одного осмысленно, для другого — полная ахинея.
Этимология слов «внимание» и «понимание»
Слово «Внимание» образовано от «вънимати» (старославянск.) – «слушать», с помощью приставки вън («в») и глагола имати – «брать».
Слово «Понимание», как несложно увидеть, имеет ту же семантическую основу.
А всякую ерунду внутрь головы засовывать совершенно не хочется: все-таки важный орган
И мне кажется, что некоторые из Читателей уже начинают догадываться, в чем тут суть …
Правда, странно ?..
Понимание — это и есть способность переводить запутанные представления на простой язык. Свой собственный или язык другого человека — когда речь идет об обучении.
Способность «вбирать» органично «встраивать» новые данные в систему имеющихся понятий и представлений.
Из-за отсутствия единого смыслового стержня составляющие легко рассыпаются.
Как внимание ребенка на уроках.
У ребенка плохое внимание?
Что делать, если у ребенка «плохое внимание»?
Призывы «быть внимательнее» и угрозы «плохой оценки» не помогают. Голова — такой орган, куда можно проникнуть только по согласию ее носителя.
… Никто из нас не испытывает проблем с удержанием внимания на вещах понятных и представляющих практический интерес. Но для того, чтобы воспринять бессмысленную информацию требуется быть Йогом Высшей Квалификации.
Внимание — не самостоятельно работающий «орган».
Для того. чтобы было внимание требуется понимание.
Управлять вниманием ребенка очень просто, если понимаешь эти основы.
Заметим между строк, что само слово «Текст» (лат.: textus) означает «связь», «соединение», «ткань». Это связная, осмысленная последовательность символов. Образное представление осмысленного содержания. Отнюдь, не музыкальные ноты (по образному выражению Людмилы Ясюковой.)
… Ладно, статья все равно затянулась, поэтому — продолжим.
Примитивное репетиторство
Как мы уже видели, прояснение терминов ведет к пониманию, расставляя все на свои места. Буквально.
«Репетиторство» направлено на «повторение пройденного» — по определению. Встречаются исключения, но они редки. «Пулей» рекламного объявления репетитора является: «педагогический стаж …100 лет».
Стаж чего именно?
Учителя, репетиторы в лучшем случае, да и то нечасто, могут объяснить. Но объяснение … Давайте снова обратимся к профессионалам. Это скучновато, но бывает полезно для понимания …
Горе без ума
И это тот процесс, который вызывает так называемый «дефицит внимания», «невнимательность детей», с которой борется все педагогическое сообщество в союзе с неосведомленными родителями.
… Если Вы хотите воспитать Йога Высшей Квалификации, то Вам придется следовать практикам, с которыми Вы, скорее всего, не знакомы.
Но если цели более простые и практичные, то работать с вниманием ребенка следует через понимание.
И каждый шаг в этом направлении будет напоминать снежный ком: понимание будет положительно влиять на внимательность, облегчая дальнейшее понимание. И не только, кстати, школьных предметов.